МКОУ "Кегерская СОШ"
село Кегер Гунибский район РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН
  • Проект "Наставник"

    Консультация по подготовке к аттестации педагогических работников

    Аттестация педагогических работников

       Все педагоги системы среднего образования в России должны периодически повышать уровень своей квалификации, а также подтверждать соответствие занимаемой должности. Для этого они проходят специальную процедуру проверки знаний и навыков. 
    В последние несколько лет система аттестации претерпевает серьезные изменения – на смену прежним правилам приходят новые, которые обещают сделать едиными для учителей по всей стране.
       Поэтому стоит учитывать, что нормативная база по вопросу аттестации педагогов может несколько запутанной, ведь в ней есть старые и новые правила:

       Федеральный закон «Об образовании» № 273 от 29.12.2012 – базовый документ, который определяет основы системы образования и педагогической работы.
    Приказ Минобрнауки РФ № 276 от 07 апреля 2014 года – устанавливает текущий порядок прохождения аттестации педагогов.
    Распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2019 года № 3273-р – с его помощью планируется внедрение новой системы аттестации педагогов с учетом Единых федеральных оценочных материалов.
        Распоряжение Минпросвещения России от 15.02.2019 N Р-8 – описывает, какой именно будет новая система.
        Акцент будет сделан именно на новой системе аттестации, которая уже тестируется в нескольких регионах с 2022 года. Судя по всему, ее полноценный запуск – лишь вопрос времени.

      Пока единственный официально утвержденный документ по новой процедуре аттестации – Ведомственная целевая программа Минпросвещения.

      В общих чертах, аттестация – это проверка знаний и навыков учителя, а нужна она, чтобы убедиться в его соответствии высоким стандартам российской педагогики.

    Поэтому к числу задач аттестации в соответствии с российским законодательством относятся:
    •    повышение качества и эффективности преподавания;
    •    оценка потенциала учителей и их потребностей в повышениях квалификации;
    •    дифференциация размеров оплаты труда для разных категорий педагогов;
    •    оценка соответствия кадров в школе требованиям образовательных стандартов для учителей.

        Таким образом, аттестация учителей в 2023 году будет ставить целью подтверждение соответствия педагогического работника квалификационным требованиям образовательного и профессионального стандарта.

        Виды аттестаций учителей
        По пока еще действующим правилам, аттестация бывает двух видов – обязательная на соответствие занимаемой должности, а также добровольная, если учитель хочет повысить свою квалификационную категорию. А новая система запустит еще один уровень – это первичная аттестация, которой пока еще нет. Разберем все эти виды более подробно.
           

                   Первичная
        Согласно действующему порядку аттестации, такого ее вида не предусмотрено. Так, согласно пункту 22 Приказа №276, педагог, работающий в должности менее 2-х лет в учебном заведении, производящем аттестацию на занимаемую должность, вправе ее не проходить. То есть, считается, что молодой специалист в первые 2 года своей работы еще сохраняет полученные в учебном заведении навыки.
         А вот в тестируемом новом порядке аттестации, согласно Приказу Министерства Просвещения РФ № Р-8 от 15.02.2019 года, уже предусмотрены первичные аттестационные мероприятия для педагогических сотрудников при поступлении на должность. В этом случае педагог должен подтвердить свою квалификацию, чтобы просто получить право работать в школе.
           

                   Обязательная
        Это основной вид аттестации, ее обязаны проходить все учителя каждые 5 лет. Считается, что это проверка на соответствие занимаемой должности – то есть, учитель должен подтвердить, что его знаний, умений и навыков достаточно, чтобы и дальше работать с детьми.

        Есть и список тех, кто обязательную аттестацию может не проходить: то есть, не проходят обязательную аттестацию те, кто пришел в профессию недавно, кто в ближайшее время не будет работать, а также те, кто получил категорию (она продлевается тоже в добровольном порядке).
         В новом порядке аттестации эти условия не меняются – проходить ее нужно будет также раз в 5 лет.
                 

                   Добровольная
          Это аттестация, по итогу которой педагог может повысить свою категорию – то есть, перейти на более высокий уровень. В существующей системе уровней всего три – это молодой специалист (без категории), учитель первой категории и учитель высшей категории.
    В новой системе этот порядок тоже сохранится, но категории будут иными – их будет вдвое больше.

    Кому нужно проходить аттестацию педагогических работников? 
         Аттестация в целом обязательна для всех педагогов общеобразовательных учреждений. 
         То есть, для всех педагогов, у которых истекает срок прошлой аттестации и которые относятся к одной из должностей.
         Согласно действующему действующему приказу Минобрнауки, категории присваиваются по следующим критериям:
        Первая категория – если педагог докажет, что у его учеников есть высокие достижения, которые были определены школой при проверках знаний и иных испытаниях. Также у учеников должны быть способности к научной, спортивной или творческой деятельности, а учитель должен внести личный вклад в улучшение качества образования.
          Высшая категория – если учащиеся не просто показывают высокий уровень знаний и подготовки, но он еще и растет. То есть, к требованиям для первой категории добавляется участие обучающихся в олимпиадах и конкурсах, а также участие самого педагога в методической работе и профессиональных конкурсах.
         То есть, главное отличие – если для первой категории достаточно просто показать высокую успеваемость у своих учеников, то для получения высшей категории важно продемонстрировать что-то большее. 
          В новой системе аттестации категорий больше:
       молодой специалист – это учитель, который только пришел работать после вуза, прошел первичную аттестацию и работает менее 3-х лет;
       учитель с соответствием должности – это начальное звание, которое учитель получит, пройдя первую аттестацию;
       учитель-методист – это звание будут выдавать педагогам со стажем минимум 8 лет, которые также пройдут соответствующую аттестацию на категорию;
       учитель-наставник – наивысшая должность, для которой нужна не одна аттестация.

            Первая и высшая категории сохраняются, а новых категорий учитель сможет получить сразу две 

         Этапы аттестации педагогических работников 
         Главное новшество в новой системе аттестации (помимо новых категорий учителей) – это единые стандарты ее прохождения по всей стране. 
         Новые правила аттестации пока не вступили в силу, но это вопрос времени. Поэтому рассмотрим, как именно учителя смогут проходить аттестацию уже в ближайшее время.

    Формирование аттестационной комиссии
           Перед проведением процедуры собирается комиссия, состав которой зависит от типа аттестации (обязательной или добровольной).
           Подача заявления на аттестацию
          Чтобы пройти аттестацию, сначала нужно подать соответствующее заявление. И порядок его подачи различается для аттестации на категорию и на соответствие для занимаемой должности.
          Чтобы пройти аттестацию, помимо основных данных о себе и своем образовании, нужно предоставить определенные документы о результатах деятельности за прошедшие 5 лет. 
    Сейчас, чтобы пройти аттестацию на категорию, учителю нужно собирать обширное портфолио своих достижений. Например, в него могут входить:
    результаты освоения предмета учениками, причем в динамике – потому что для получения категории динамика должна быть положительной за несколько лет;
    результаты учеников на Всероссийской предметной олимпиаде – если по профилю учителя вообще есть олимпиады;
    информация о работе по направлению наставником;
    данные о том, какие экспериментальные методики применял учитель;
    прочие документы, подтверждающие достижения педагога за последние годы.

    По новым правилам аттестации различий по оформлению дополнительных материалов к аттестации (портфолио) для разных регионов РФ не будет. То есть, состав портфолио и правила его оформления будут едиными для всей страны. Правда, какие это будут правила, пока неизвестно.

    Прохождение аттестационного испытания
    В процессе внедрения находятся методики, предполагающие, что учителей будут экзаменовать по Единым федеральным оценочным материалам (ЕФОМ), с предложением выполнить 4 вида задания, включая предметное, методическое, а также психолого-педагогическое и коммуникативное. 
    Письменная работа
    Первая часть испытания педработника – это письменная работа по предмету, который он преподает. То есть, это проверка знаний педагога по его дисциплине – ведь нельзя научить детей тому, чего не знаешь сам. К предметным компетенциям, например, по истории, может быть отнесено:
    восстановление хронологической последовательности событий,
    указание имен современников исторического события,
    задание сопоставить исторические сооружения стране их нахождения и другие.
    Методические навыки проверяются путем формулировки тем учебного проекта, составлением перечня ресурсов для выполнения проекта, определением возможных результатов проекта, которые получат ученики после выполнения. Также учитель должен проверить контрольное задание ученика по прилагаемой методике и предложить дальнейшие методы для развития обучающегося по предмету «история».
    Запись видеоурока с классом
    Самая спорная часть – это анализ образца профессиональной деятельности учителя. Изначально в проекте приказа говорилось, что учитель должен записать на видео урок, который потом будут разбирать и оценивать независимые эксперты. Причем урок будет сверяться с учебными планами и проверочными работами учеников.
    Но потом возникло слишком много вопросов – неясно, как именно учителя должны снимать урок, как долго (5 минут или все 45), на какое оборудование и какие именно уроки нужно снимать. Еще большая проблема – разрешения родителей на съемку их детей.
    Поэтому, по неофициальной информации, видео урока было решено исключить из ЕФОМ. Скорее всего, его заменят на какой-то другой вариант оценки работы учителя.
    Индивидуальный кейс
    В рамках решения кейса педагог должен представить решение сложной гипотетической ситуации, к примеру:
    объяснить, как правильно работать с детьми из неблагополучной семьи;
    предложить вариант постановки учебного задания для детей со специальными потребностями (например, инвалиды по органам движения).
    Тестовый кейс для учителей истории можно найти в этом же файле.
    На решение кейса, как и на другие блоки, учителям будет отводиться ограниченное время.

    Система оценки испытания
    Будущая система оценки испытаний предполагает начисление баллов за каждый этап. По планируемым к введению методикам максимальный балл для прохождения аттестации – 100, из которых для получения категории нужно набрать не менее 70. Из них по ЕФОМ можно максимально набрать 60 баллов.
    То есть, в письменном задании, за оценку урока и решение кейса можно получить до 60 баллов (например, за каждый правильный ответ письменного задания будет даваться 1 балл). Пример оценки знаний учителя можно найти в конце файла с заданиями по истории, выложенного выше.
    Остальные баллы будут собираться по рекомендации работодателя:
    личные успехи преподавателя – до 15 баллов;
    достижения учеников и выпускников за последние 5 лет – до 20 баллов;
    мнение эксперта – до 5 баллов.
    Таким образом, успеваемость обучающихся все так же будет влиять на аттестацию педагога, как и сейчас (в рамках портфолио).

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie