МКОУ "Кегерская СОШ"
село Кегер Гунибский район РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН
  • Функциональная грамотность

    Что такое "функциональная грамотность школьников" и как её развить?

    Понятие «функциональная грамотность» появилось в 1957 году применительно к взрослому населению, которое нуждалось в ликвидации своей неграмотности. В тот момент было достаточно трех базовых грамотностей, чтобы успешно справляться с решением жизненный ситуаций: умения читать, писать и считать. 

    За следующие 50 лет функциональная грамотность приобрела большую значимость. Современность требует от человека гораздо больше грамотностей: навыки чтения и письма, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, ИКТ - грамотность, финансовая грамотность, культурная и гражданская грамотность. Также не обойтись без умения критически и креативно мыслить, работать в команде. 

    Все чаще высказываются мысли о необходимости развивать у школьников функциональную грамотность. Сегодня функционально грамотный ученик — индикатор качества образования. Одних академических знаний в жизни теперь недостаточно. Современный ребенок должен уметь работать с информацией: находить её, проверять факты, анализировать, обобщать.  

    Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней.

    Давно не секрет, что на рынке труда востребованы те специалисты, которые способны быстро реагировать на любые вызовы, осваивать новые знания и применять их в решении возникающих проблем. Это и есть функционально грамотные люди. Если учащийся сумел приобрести такие навыки, он будет легко ориентироваться в современной реальности.

    Отличительные черты школьника с развитой функциональной грамотностью

    • успешно решает разные бытовые проблемы;
    • умеет общаться и находить выход в разнообразных социальных ситуациях;
    • использует базовые навыки чтения и письма для построения коммуникаций;
    •  выстраивает межпредметные связи, когда один и тот же факт или явление изучается, а затем и оценивается с разных сторон.  

    Составляющие функциональной грамотности

    • читательская грамотность;
    • естественнонаучная грамотность$
    • математическая грамотность;
    •  финансовая грамотность;
    • креативное мышление;
    • глобальные компетенции

      Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности. 

      Естественнонаучная грамотность — это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными нау-ками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.   

      Математическая грамотность — это способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. 

      Финансовая грамотность — это знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков.Включает навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

      Креативное мышление — это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

      Глобальные компетенции — это способность смотреть на мировые и межкультурные вопросы критически, с разных точек зрения, чтобы понимать, как различия между людьми влияют на восприятие, суждения и представления о себе и о других, и участвовать в открытом, адекватном и эффективном взаимодействии с другими людьми разного культурного происхождения на основе взаимного уважения к человеческому достоинству.

    ​Методические документы

    Нормативные документы, методические материалы (школьный уровень)

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie